Иисусова молитва не есть непрестанная молитва, но лишь
подспорье к ней – Кто останавливается на одной Иисусовой молитве, тот
останавливается на полдороге. – Дело не в словах, а в вере и чувстве. – Бывает,
и молитва Иисусова есть, и теплота есть, а молитвы настоящей нет. – Не все,
имеющие навык к Иисусовой молитве, вкушают плодов ее. – Существо дела –
установиться в памяти Божией. – Навык к Иисусовой молитве должен быть с мыслию
о Господе. – Иные забывают о вопиянии из сердца и пусты бывают от благодати. –
Одно повторение слов Иисусовой молитвы ничего не значит.
Молитва, которая сама молится. – Она – от благодати и чистой
совести. – Она – чувство к Богу неотходное, не имеющее нужды в словах. –
Священное Писание заповедует непрестанно молиться.
Тайна духовной жизни – сосредоточить ум в сердце. – Существо
христианской жизни – стать умом в сердце пред Богом и оттуда управлять всем в
себе. – Закон духовной жизни: держи сердце в чувстве к Богу и всегда будешь в
памяти Божией. – Постоянная память Божия в сердце хранится, если есть
соединение ума с сердцем. – Секрет духовной жизни: нельзя стать в сердце без
болезненных исканий. – Три силы души потребны для непрестанной молитвы.
К невозможному Бог не обязывает. – Священное Писание не
заповедует ничего невозможного. – Работа не должна отвлекать от Бога. – Труд
телесный иногда отклоняет от Бога. – Дела лучше не начинать, когда молитва
идет. – Надо и дело делать, и умом от Бога не отступать. – Непрестанно молиться
– долг всех. – Как согласить дела и постоянное внимание Богу. – Как могли
Апостолы непрестанно молиться. – Так повелевает делать Сам Господь.
Три степени молитвы. – Умная молитва в силе, когда приходит
влечение внутрь. – Переход от умной к сердечной молитве – когда сердце
исполняется любовью к Богу. – Умная молитва переходит в умно-сердечную с
зарождением теплоты и влечения внутрь. – Умная молитва, согревая сердце, вводит
его в умно-сердечную молитву. – Самодвижная молитва сама собой стоит и
действует. – Чем более согревается сердце, тем самодвижнее умно-сердечная
молитва. – Два рода самодвижной молитвы – произвольный и несвободный. – Отличие
умно-сердечной молитвы от духовной в самодействии. – Умно-сердечная молитва
переходит в непрестанную, когда влечения внутрь делаются постоянными. – Главное
условие восхождения к непрестанной молитве – очищение сердца от страстей.
Молитва находящая и молитва созерцательная. – Созерцание
выше деятельности. – Отличительная черта созерцательной молитвы – выпадение из
сознания всего окружающего. – Совершенное безмыслие созерцания чуждо святым
отцам. – Молитва чистая дается одному из тысячи, а созерцательная – в родех и
родех едва одному. – Степени блаженной жизни в Боге прежде оного века.
Правило непрестанно молиться. – Прямой путь к непрестанной
молитве. – Общее правило – с утра возгреть теплоту и не делать ничего, что ее
расстраивает. – Пример дневного правила с непрестанной молитвой. – До
непрестанной молитвы доходят не вдруг, а перемежающимися молитвованиями. –
Потомить себя, чтобы получить память о Боге. – Два приема привлечь ум к сердцу.
– Пока идет вхождение ума в сердце, ничего другого не делать. – Страх Божий
доведет до цели. – Что значит "зажечь беду вокруг себя". – Богомыслие
пролагает путь к непрестанной молитве. – Богомыслие – ключ молитвы
непрестанной. – Правило всякое хорошо, которое держит душу в благоговении перед
Богом. – Правило должно быть в вашей собственной воле. – Все правила могут оставлять
лишь те, у коих умная молитва стала непрестанною.
Естественные плоды Иисусовой молитвы. – Слезы – мера
преуспеяния. – Навык всегда держать внимание на Господе не даст скорбеть. –
Внимание в сердце и теплота – естественные действия молитвы. –
"Болячка" в сердце – натуральное дело. – Когда человек все делает с
полным сознанием и вниманием. – Первое дарование уму – собранность внимания в
молитве. – Далее – неотступность хождения пред Богом. – Теплота настоящая и
теплота натуральная. – Огонек приходит всегда почти через Таинства. – Сердечная
молитва – дар благодати, подаваемый через Таинства. – Сердечная молитва никогда
не преждевременна. – Облагодатствованный ум всегда бывает собран,
быстропонятлив и сообразителен, озарен истиной. – Внутренняя светлость,
прогнание недоброго, дерзновение в молитве, духовный огнь в сердце. – Память
Божия, созерцание совершенств Божиих, ревность по Богу, страх Божий. – Чистая
любовь – венец совершенства в богоугождении.
Два неправых способа молитвы – мечтательный и умно-головной.
– Уклонение внимания от сердца есть уклонение от пути к Богу. – Нестройно
внутри, когда ум идет своим чередом, а сердце своим – надо их соединить. – Без
покаянных чувств – молитва не в молитву. – Никогда не навыкнет молитвы
увлекшийся духом произвольного самочиния. – Художественное творение молитвы не
всем пригоже. – Художественный образ молитвы может пресечь духовную жизнь. –
Как остерегаться от художественного образа молитвы. – Избежать уклонения в
прелесть можно лишь с помощью опытного руководителя или взаимного руководства.
– Умная молитва сама имеет крайнюю нужду в руководстве. – Умная молитва минует
опасность заблуждений, когда в ее огне сгорит самолюбие. – Когда умная молитва
не представляет никакой опасности и сама себе служит охраной. – Две неправости
с теплотой: теплотолюбие и сласть похотная. – Похотное раздражение тотчас
пресекать. – Духовное сластолюбие от усиления внимания к теплоте. – Духовное
сластолюбие – от ухода страха Божия и болезнования. – Смиренным прелести нечего
бояться. – Неболезненно шествующий не получит плода. – Не будет памяти о Боге –
не будет духовной жизни.
Заключение
Тайна непрестанной молитвы в любви ко Господу. – Богомыслие
и коротенькая молитва питают сердечные чувства. – Любовь не дает и на минуту
забыть любимого Господа. – Стоять умом в сердце значит зажечь в нем огонь,
который Господь пришел вовреши на землю. – Начните умственный подвиг и все
увидите сами. – Ложные состояния – не укор истине, но призыв к отрешению от
всего. – Монахам удобнее, но и мирянам не невозможна жизнь в Боге. – Плоды
непрестанной молитвы приуготовляют душу к будущему лицезрению Бога.
Полный текст можно скачать по адресу: http://psylib.org.ua/books/_psyzip/zatfe01.zip
Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename=""
Content-Type: application/octet-stream
Источник: http://psylib.org.ua/ |